Официальный веб-сайт государственного учреждения образования
Cредняя школа № 8 г. Гомеля

г. Гомель, ул. 50 лет БССР, 4
тел. 31-60-53

school8@jdroo.by

sch8gomel@yandex.ru


Поиск информации

"Принять, понять, сосредоточиться, проверить, найти, открыть, поверить, повести,
надеждой стать, любить, ценить и верить, до восемнадцати, взяв за руку с шести!"

Рекомендации психолога педагогам

Тип, краткая психологическая характеристика
Рекомендации

ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ ДЕТИ

У таких детей значительно повышена активность правого полушария. За счёт этого они имеют богатое воображение, хорошо развитое образное мышление. Прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения.

Чтобы учебный материал лучше усваивался правополушарным детям важно задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы, метафоры, рисунки.

Сухой теоретический материал важно проиллюстрировать примерами или картинками.

Таким детям проще начинать пробовать свои силы там, где требуется развёрнутый ответ. А после переходить к заданиям, имеющим множественный выбор.

ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ

Эти дети часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют уже написанное. При устном ответе они, как правило, наблюдают за реакциями взрослого. Задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают,  проверяя, правильно ли они поняли. При выполнении индивидуального задания обычно просят учителя проверить, правильно ли они сделали.

Создать ситуацию эмоционального комфорта. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьёзности предстоящей проверки знаний и значимости этих результатов. Это может привести только к дезорганизации их деятельности.

Огромную роль играют поддерживающие высказывания: «Я уверен, что ты справишься», «ты так хорошо справился с контрольной по физике» и т.п.

 

НЕУВЕРЕННЫЕ ДЕТИ

Хорошо справляются с заданиями, где идёт работа по образцу, но испытывают затруднения при необходимости самостоятельного выбора стратегии решения. Такие дети списывают не потому, что не знают ответа, а потому, что не уверены в правильности своих знаний и решений. Им сложно опираться только на собственные ресурсы и принимать самостоятельные решения. В поведенческом плане им часто присущ конформизм, они не умеют отстаивать собственную точку зрения. Часто подолгу не могут приступить к выполнению задания, но достаточно педагогу подсказать им первый шаг, как они начинают работать.


Важно чтобы неуверенный ребёнок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. При работе с такими детьми необходимо воздержаться от советов и рекомендаций. Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо ждать, когда он примет решение («Как ты думаешь, с чего лучше начать: с простых или сложных заданий?»).

Во время проверки знаний можно поддерживать простыми фразами, способствующими созданию ситуации успеха: «Я уверен, у тебя всё получится», «Ты обязательно справишься». Если ребёнок никак не может приступить к выполнению задания, долго сидит без дела, стоит спросить его: «Ты не знаешь, как начать? Как выполнять следующее задание?» - и предложить ему альтернативу: «Ты можешь начать с простых заданий или сначала просмотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше?».

Ни в коем случае нельзя говорить тревожным и неуверенным детям фраз типа «Подумай ещё», «Поразмысли хорошенько».

АСТЕНИЧНЫЕ ДЕТИ

Основная характеристика – высокая утомляемость, истощаемость. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок.

У них утомляемость связана с особенностями ВНД и имеют скорее неврологическую природе, нежели психологическую. Поэтому возможности её коррекции крайне ограничены.

Важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и осознать разницу между «достаточным» и «превосходным». Им необходимо понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания. На предэкзаменационном этапе перфекционистам можно предложить тренировочные упражнения, где им потребуется выбирать задания для выполнения и не нужно будет делать всё подряд.

Ему нужно помочь выбрать стратегию деятельности и реализовать её. Его можно спросить: «Какие задания ты решил сделать?» и по необходимости тактично вмешаться в его планы. В ходе выполнения задания можно время от времени интересоваться: «Сколько тебе ещё осталось?» и помогать ему скорректировать собственные ожидания: «Тебе не нужно делать столько. Того, что ты уже выполнил, будет достаточно. Переходи к следующему заданию».

ДЕТИ, ИСПЫТЫВАЮЩИЕ НЕДОСТАТОК ПРОИЗВОЛЬНОСТИ И САМООРГАНИЗАЦИИ

 

Обычно этих детей характеризуют как «невнимательных», «рассеянных». Как показывает практика, у них очень редко имеют место истинные нарушения внимания. Гораздо чаще – это дети с низким уровнем произвольности. У них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низкий. У таких детей часто неустойчивая работоспособность, им присущи частые колебания темпа деятельности. Могут часто отвлекаться.

Психические функции формируются через наличие внешних опор. Поэтому на этапе подготовки очень важно научить ребёнка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства (песочные часы, отмеряющие время; составление списка необходмых дел и их вычёркивание по мере выполнения; линейка, указывающая на нужную строчку и т.д. Бесполезно призывать таких детей «быть внимательнее», поскольку им это недоступно.

 

Во время экзамена таким детям потребуется помощь в самоорганизации. Это можно сделать с помощью направляющих вопросов: «Ты как?», «Ты сейчас что делаешь?». Возможно также использование внешних опор – напр., ребёнок может составить план своей деятельности и зачёркивать пункты или класть линейку на то задание, которое он сейчас выполняет. Важно, чтобы ребёнок научился использовать эти опоры на предварительном этапе, иначе на экзамене это отнимет у него много сил и времени.

ГИПЕРТИМНЫЕ ДЕТИ

 

Это обычно быстрые, энергичные, активные, не склонные к педантизму дети. У них высокий темп деятельности, они импульсивны и порой несдержанны. Быстро выполняют задание, но порой делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок. Они пренебрегают точностью и аккуратностью во имя скорости и результативности. Испытывают затруднения в ходе работы, требующей высокой тщательности, собранности и аккуратности, зато прекрасно справляются с заданиями, требующими высокой мобильности и переключаемости. Ещё одна особенность этих детей – невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация.


Очень важно не пытаться изменить темп деятельности, особенно с помощью инструкции типа «Не торопись». Он всё равно будет работать в том темпе, в котором ему комфортно. Необходимо развивать у них функцию контроля, то есть навыки самопроверки: по завершении работы найти ошибки, самостоятельно проверить результаты выполнения задания. Основной принцип действия, которому должны следовать гипертимики: «Сделал – Проверь». Кроме того, необходимо создать у таких детей ощущение важности ситуации экзамена.

Нужно мягко и ненавязчиво напоминать о необходимости самоконтроля: «Ты проверяешь то, что ты делаешь?» Кроме того, их лучше посадить в классе так, чтобы их возможности с кем-то общаться были минимальны  

СТРАТЕГИИ ПОДДЕРЖКИ УЧАЩИХСЯ

НЕКОТОРЫХ ГРУПП ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РИСКА

 

Тип, краткая психологическая характеристика

 

Рекомендации

ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ ДЕТИ

У таких детей значительно повышена активность правого полушария. За счёт этого они имеют богатое воображение, хорошо развитое образное мышление. Прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения.

Чтобы учебный материал лучше усваивался правополушарным детям важно задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы, метафоры, рисунки. Сухой теоретический материал важно проиллюстрировать примерами или картинками.

Таким детям проще начинать пробовать свои силы там, где требуется развёрнутый ответ. А после переходить к заданиям, имеющим множественный выбор.

ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ

Эти дети часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют уже написанное. При устном ответе они, как правило, наблюдают за реакциями взрослого. Задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают,  проверяя, правильно ли они поняли. При выполнении индивидуального задания обычно просят учителя проверить, правильно ли они сделали.

Создать ситуацию эмоционального комфорта. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьёзности предстоящей проверки знаний и значимости этих результатов. Это может привести только к дезорганизации их деятельности.

Огромную роль играют поддерживающие высказывания: «Я уверен, что ты справишься», «ты так хорошо справился с контрольной по физике» и т.п.

Важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и т.д. Если ребёнок обращается за помощью: «Посмотрите, я правильно делаю?» - лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: «Я уверена, что ты всё делаешь правильно и у тебя всё получится».

НЕУВЕРЕННЫЕ ДЕТИ

Хорошо справляются с заданиями, где идёт работа по образцу, но испытывают затруднения при необходимости самостоятельного выбора стратегии решения. Такие дети списывают не потому, что не знают ответа, а потому, что не уверены в правильности своих знаний и решений. Им сложно опираться только на собственные ресурсы и принимать самостоятельные решения. В поведенческом плане им часто присущ конформизм, они не умеют отстаивать собственную точку зрения. Часто подолгу не могут приступить к выполнению задания, но достаточно педагогу подсказать им первый шаг, как они начинают работать.

 

Важно чтобы неуверенный ребёнок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. При работе с такими детьми необходимо воздержаться от советов и рекомендаций. Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо ждать, когда он примет решение («Как ты думаешь, с чего лучше начать: с простых или сложных заданий?»).

Во время проверки знаний можно поддерживать простыми фразами, способствующими созданию ситуации успеха: «Я уверен, у тебя всё получится», «Ты обязательно справишься». Если ребёнок никак не может приступить к выполнению задания, долго сидит без дела, стоит спросить его: «Ты не знаешь, как начать? Как выполнять следующее задание?» - и предложить ему альтернативу: «Ты можешь начать с простых заданий или сначала просмотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше?».

Ни в коем случае нельзя говорить тревожным и неуверенным детям фраз типа «Подумай ещё», «Поразмысли хорошенько».

АСТЕНИЧНЫЕ ДЕТИ

Основная характеристика – высокая утомляемость, истощаемость. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок.

У них утомляемость связана с особенностями ВНД и имеют скорее неврологическую природе, нежели психологическую. Поэтому возможности её коррекции крайне ограничены.

При работе с такими детьми очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребёнок не сможет соответствовать: «Некоторые дети занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал.» Ребёнок не притворяется, просто таковы его индивидуальные особенности. Чтобы он не переутомлялся, следует делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать. Родителям стоит получить консультацию у психоневролога или невропатолога о возможности поддержать ребёнка с помощью витаминов или травяных сборов.

Их не стоит торопить, если вдруг они прерывают деятельность и на какое-то время останавливаются. По возможности лучше организовать таким детям несколько коротких «перемен».

ПЕРФЕКЦИОНИСТЫ И «ОТЛИЧНИКИ»

Эти дети отличаются  высокой   успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью. Выполняя задание, стараются сделать это быстрее и качественнее других. Используют для выполнения доп.материал.   Очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности. Для них характерен  очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка. Для того, чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими, не просто хорошо справляться с заданием, а делать это блестяще.    

Важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и осознать разницу между «достаточным» и «превосходным». Им необходимо понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания. На предэкзаменационном этапе перфекционистам можно предложить тренировочные упражнения, где им потребуется выбирать задания для выполнения и не нужно будет делать всё подряд.

Ему нужно помочь выбрать стратегию деятельности и реализовать её. Его можно спросить: «Какие задания ты решил сделать?» и по необходимости тактично вмешаться в его планы. В ходе выполнения задания можно время от времени интересоваться: «Сколько тебе ещё осталось?» и помогать ему скорректировать собственные ожидания: «Тебе не нужно делать столько. Того, что ты уже выполнил, будет достаточно. Переходи к следующему заданию».

ДЕТИ, ИСПЫТЫВАЮЩИЕ НЕДОСТАТОК ПРОИЗВОЛЬНОСТИ И САМООРГАНИЗАЦИИ

 

Обычно этих детей характеризуют как «невнимательных», «рассеянных». Как показывает практика, у них очень редко имеют место истинные нарушения внимания. Гораздо чаще – это дети с низким уровнем произвольности. У них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низкий. У таких детей часто неустойчивая работоспособность, им присущи частые колебания темпа деятельности. Могут часто отвлекаться.

Психические функции формируются через наличие внешних опор. Поэтому на этапе подготовки очень важно научить ребёнка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства (песочные часы, отмеряющие время; составление списка необходмых дел и их вычёркивание по мере выполнения; линейка, указывающая на нужную строчку и т.д. Бесполезно призывать таких детей «быть внимательнее», поскольку им это недоступно.

Во время экзамена таким детям потребуется помощь в самоорганизации. Это можно сделать с помощью направляющих вопросов: «Ты как?», «Ты сейчас что делаешь?». Возможно также использование внешних опор – напр., ребёнок может составить план своей деятельности и зачёркивать пункты или класть линейку на то задание, которое он сейчас выполняет. Важно, чтобы ребёнок научился использовать эти опоры на предварительном этапе, иначе на экзамене это отнимет у него много сил и времени.

ГИПЕРТИМНЫЕ ДЕТИ

 

Это обычно быстрые, энергичные, активные, не склонные к педантизму дети. У них высокий темп деятельности, они импульсивны и порой несдержанны. Быстро выполняют задание, но порой делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок. Они пренебрегают точностью и аккуратностью во имя скорости и результативности. Испытывают затруднения в ходе работы, требующей высокой тщательности, собранности и аккуратности, зато прекрасно справляются с заданиями, требующими высокой мобильности и переключаемости. Ещё одна особенность этих детей – невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация.

Очень важно не пытаться изменить темп деятельности, особенно с помощью инструкции типа «Не торопись». Он всё равно будет работать в том темпе, в котором ему комфортно. Необходимо развивать у них функцию контроля, то есть навыки самопроверки: по завершении работы найти ошибки, самостоятельно проверить результаты выполнения задания. Основной принцип действия, которому должны следовать гипертимики: «Сделал – Проверь». Кроме того, необходимо создать у таких детей ощущение важности ситуации экзамена.

Нужно мягко и ненавязчиво напоминать о необходимости самоконтроля: «Ты проверяешь то, что ты делаешь?» Кроме того, их лучше посадить в классе так, чтобы их возможности с кем-то общаться были минимальны.

 

Своеобразие учебной деятельности каждого ребёнка связано с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и т.п. Данная классификация детей групп риска имеет исключительно прикладной характер. Здесь выделены те группы детей, которые с наибольшей вероятностью могут испытывать затруднения в ситуации проверки знаний.

Безусловно, основная работа по психологической поддержке проводится на подготовительном этапе. Во время экзамена возможности психологической поддержки, безусловно, невелики. Но всё же оказать помощь выпускнику в процессе экзамена вполне реально. Конечно, задача облегчается, если учитель знаком с учениками. Но даже если педагог впервые встречает детей, он может заметить некоторые наиболее явные затруднения и оказать детям психологическую поддержку.

Данные группы риска детей выделены в зависимости от сущности имеющихся у детей затруднений.

 

Министерство образования республики БеларусьaduДетский правовой сайт Академия последипломного образованияГомельский областной институт развития образования

Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины